Ломоури, Нико[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Нико Ломоуриნიკო ლომოური
Фотография Нико ЛомоуриИмя при рождении: Нико Иосифович ЛомоуриДата рождения: 7 (19) февраля 1852Место рождения: деревня Арбо, ныне Горийский муниципалитетДата смерти: 17 (30) апреля 1915 (63 года)Место смерти: ГориГражданство:  РоссияРод деятельности: грузинский писатель и поэтЯзык произведений: грузинский


Нико Иосифович Ломоури (груз. ნიკო ლომოური; род. 7 (19) февраля 1852 года, деревня Арбо, ныне Горийский муниципалитет — ум. 17 (30) апреля 1915 года, Гори) — грузинский писатель и поэт.[1][править]Биография
Нико Ломоури родился в семье священника в Картли, в деревне Арбо. Ломоури научился читать и писать у церковного дьяка, затем поступил в Горийское духовное училище, окончив которое в 1869 году был отдан в Тбилисскую духовную семинарию. После окончания Тифлисской семинарии, Ломоури отправился в Киев. Получив образование в Киеве, Ломоури возвращается в Грузию и становится инспектором Тбилисского дворянского училища. Три года спустя он начал заниматься преподавательской деятельностью в гимназии в Гори, чем и занимался в течение трёх лет. [1][править]Творчество
В своём творчестве Ломоури отразил существование грузинской деревни — в произведениях Ломоури описывает бывших помещиков, богатых сельских работников, купцов, ростовщиков. В своём рассказе «Христиане-лезгины» Нико Ломоури описывает конфликт между крестьянином Симоном Лукашвили и представителем власти. После того, как Ломоури отказался дать старшине деревни взятку, люди старшины врываются в дом и разоряют его. Самого Лукашвили приводят к старшине и привязывают к столбу.[1]
Язык Ломоури отличается свободой и богатством. Органически развивается сюжет, прекрасно построены диалоги. Описание природы всегда связано с развитием сюжета.[1]

Биография[править]Политическая деятельность
Илья Чавчавадзе образование получил в СПб университете на камеральном отделении юридического факультета; 1861 — на четвёртом курсе, оставил Университет вследствие тогдашней «студенческой истории».В начале 1864 года, когда задумана была освободительная крестьянская реформа в пределах Кавказского наместничества, Чавчавадзе был командирован в Кутаисскую губернию в качестве чиновника особых поручений при кутаисском генерал-губернаторе для определения взаимных отношений помещиков и крестьян.В 1864—1868 был мировым посредником Душетского уезда Тифлисской губернии, а затем, до 1874, мировым судьей в том же уезде. Состоял председателем общества распространения грамотности среди грузинского населения. 7 апреля 1906 года был избран членом Государственного совета от дворянских обществ. Боролся за предоставление Грузии автономии, из-за чего против него выступали как власти Российской империи, так и члены РСДРП.[править]Убийство
30 августа 1907 года Илья со своей супругой Ольгой путешествовали из Тбилиси в Сагурамо в открытой коляске.[6] Возле Цицамури их поджидала банда Гиглы Бербичашвили (Георгий Хизанишвили, Павле Апциаури, Иване Инашвили, и некто имеретин), которые с помощью оружия остановили коляску.[6] Илья встал на ноги и обратился к банде "Я Илья, не стреляйте", ответ Гиглы был таким "Именно потому, что ты Илья, мы и должены стрелять". Раздался звук выстрела. В книге Вахтанга Гурули даётся сравнение официального акта вскрытия, и его критика одним из крупнейших врачей того периода Иашвили, в частности, Иашвили отмечает в Илью стреляли не спереди, как было указано в акте вскрытия, а сзади.[6] Гурули отмечает, что выстрел не мог произойти со стороны банды Бербичашвили, которая стояла спереди. Выстрел произошёл из второй засады, о которой не знали даже сами бандиты. [6]
Несмотря на то, что убийство Ильи Чавчавадзе 30 августа 1907 у села Цицамури не было раскрыто[7], наиболее широкое распространение в исторической науке получила версия о том, что за убийством стояли большевики[8][9][10]. Профессор Анна Гейфман в работе, посвященной террору в Российской империи указывает, что в этот период в Грузии велась ожесточенная борьба между социал-демократами, во главе с большевиком Филиппом Махарадзе и демократами-националистами под руководством «великого Ильи» — князя Чавчавадзе. Большевиков не устраивала открытая критика князем Чавчавадзе их программы, так как этим он серьезно подрывал их политические позиции. Историк отмечает, что главной причиной для политического убийства князя была огромная популярность Чавчавадзе: он привлекал людей, особенно крестьян, к делу национальных демократов и уводил их таким образом от радикального социализма. Большевики не могли честно конкурировать с возглавлявшимися Ильей националистами-демократам, и, когда клеветническая кампания против Чавчавадзе на страницах местной большевистской газеты «Могзаури» («Путешественник») не дала результата, ему был вынесен смертный приговор[10].
Местные большевики[11], а также Театральная энциклопедия[12]называли организатором убийства тайную полицию, а мотивом убийства — антирусскую позицию Чавчавадзе.[править]Творчество Памятник на могиле Ильи Чавчавадзе в пантеоне Мтацминда. Похороны князя Чавчавадзе в Тбилиси - процессия проходит мимо храма Сиони.
Ещё в 1857 году Чавчавадзе поместил в грузинском журнале «Цискари» («Заря») несколько небольших стихотворений; затем сочинения его появлялись в газете «Дроэба» («Время»), в «Кребули» («Сборник»), в основанных им «Сакартвелос Моамбе» («Грузинский Вестник») и «Иверии» и в издаваемом ныне грузинском журнале «Моамбе». Его поэмы: «Эпизод из жизни разбойников», «Призрак», «Дмитрий Самопожертвователь», «Отшельник» и «Мать и сын»; его повести — «Кациа-Адамиани» («Грузинский Вест.», 1863 и отд. в СПб.), «Рассказ нищего» (там же и отдельно), «Сцены из первых времен освобождения крестьян» («Кребуль», 1865 и отдельно), «Письма проезжего» («Кребуль», 1864), «Вдова из дома Отара» («Иверия», 1888), «Странная история» («Моамбе»), «Рождественский рассказ» и «У виселицы» («Иверия») и др.
При жизни Чавчавадзе на русский язык были переведены несколько мелких стихотворений и поэма «Отшельник». Прижизненные русские переводы стихотворений Чавчавадзе частью вошли в состав отдельного сборника, изданного в Тифлисе, частью печатались в «Русской Мысли», «Живописном Обозрении», «Вестнике Европы» и др. Поэма «Отшельник» переведена на английский язык и в прозе на французский язык. Немецкие переводы нескольких мелких стихотворений Чавчавадзе вошли в состав сборника: «Georgische Dichter» (Лейпциг, 1886; Дрезден, 1900).
Чавчавадзе переводил на грузинский язык Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гейне, Шиллера и Гёте. Совместно с князем Иваном Мачабели осуществил перевод «Короля Лира» Шекспира. Написал много мелких статей политического, публицистического, критического и педагогического содержания, а также предисловие к стихотворениям кн. Орбелиани.
Стоял на патриотических позициях. Статья «Армянские ученые и вопиющие камни» (1902 год), появилась в русском переводе и наделала много шума в местной армянской печати. Перепечатывал антиармянские публикации В. Величко в Грузии.
Руководил журналом «Иверия», где в 1895—1896 годах публикует семь стихотворений поэта Сосо — под этим псевдонимом писал Сталин, будучи подростком, учеником Духовной семинарии.[править]ПамятьМемориальные музеи поэта были открыты: в имении поэта в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).Имя Чавчавадзе носил Университет западноевропейских языков и культуры. В 2006 в результате объединения с Педагогическим университетом имени Сулхан Саба был создан Государственный университет имени Ильи Чавчавадзе.[править]

 

 

Георгий Ефимович Церетели - (груз. გიორგი ექვთიმეს ძე წერეთელი Гиорги Эквтимес дзе Церетели; * 14 мая/26 мая, 1842, Селение Гориса, ныне Сачхерский муниципалитет ― † 12 января/24 января, 1900, Тбилиси) - известный грузинский писатель, поэт, публицист и романист.[править]Биография
Георгий Ефимович Церетели родился в 1842 году в селении Гориса (ныне село Сачхерского муниципалитета. Его отец, Эквтиме, был сотрудником журнала "Цискари". Первоначальное образование Георгий Церетели получил дома, под руководством отца. в 1853 году его определили в кутаисскую гимназию. По окончании гимназии он поступил на факультет естественных наук Петербургского университета. Вместе с Ильёй Чавчавадзе, Акакием Церетели, Нико Николадзе и другими грузинами, учившимися тогда в Петербурге, он участвовал в общественно-политических выступлениях передового студенчества, сачитывался произведениям Белинского, Чернышевского, Добролюбова. За участие в антиправительственной демонстрации студентов в 1861 году он был арестован и заключён в Петропавловскую крепость. В 1863 году Георгий Церетели возвратился на родину и занялся педагогической деятельностью. В 1866 году он основал ежедневную газету "Дроэба", в 1868 году - "Сельсую газету", в 1871 году начал издавать журнал "Сборник". в 1873 году Георгий Церетели поехал за границу и слушал лекции в Швейцарии и Германии по естественным и социологическим наукам. в 1877 году, возвратившись в Грузию, он активно начал сотрудничать в ряде газет и журналов. В 1893 году по инициативе Георгия Церетели основывается еженедельная газета "Квали" ("Борозда"), которая затем была передана им первой в Грузии маркситской организации "Месаме даси". Георгий Церетели писал стихи, рассказы, повести, романы, драматические произведения, статьи и корреспонденции по археологическим, естественнонаучным и сельскохозяйственним вопросам. Наиболее значителье его повести: "Книга путешественника", "Серый волка", "Тётушка Асмат"; широко известны его романы "Первый шаг" и "Гулкан". Георгий Церетели умер в 1900 году. [1][править]Творчество
Г. Церетели в грузинской литературе выступил защитником критического реализма. Этот творческий метод он положил в основу своей художественной практики. В художественных произведениях Г. Церетели даны широкие картины современной ему социальной жизни. Он со всей полнотой предусмотрел пути исторического развития общественной жизни Грузии в XIX в. и с ними увязал своё творчество. Его произведения откликаются на актуальные вопросы своего времени. Крепостнический быт и его разложение, развитие капиталистических взаимоотношений, классовая дифференциация и борьба крестьянства против дворянства, усиление буржуазии, новое поколение интеллигенции и её деятельность—вот явления, отображённые Г. Церетели в его романах, повестях и рассказах. 
Г. Церетели в основу своих художественных произведений кладёт реальные жизненные факты. «Книга путешественника», «Гулкани», «Первый шаг», «Цветок нашей жизни», «Серый волк», «Тётя Асмати», «Едишер Калбакиани» и другие произведения построены на конкретных фактах, и большинство выведенных в них персонажей имеют своих прототипов в жизни. Во всех этих произведениях чувствуется зоркий, наблюдательный глаз выдающегося писателя, глубоко проникающего в сущность жизни, выявляющего новые типы и характеры. В романе «Гулкани» показана межа двух эпох, двух общественных формаций—феодально-крепостнической и буржуазной. Писатель видит наряду с уходящей общественной системой новую силу, которая постепенно усиливается и занимает высоты в социально-экономической жизни Грузии. Автор на основе этого становится на сторону буржуазных взаимоотношений и постоянно в соответствующих местах старается показать негодность феодального строя. «Первый шаг»—один из лучших социальных романов в грузинской литературе. Главные действующие лица романа Бахва Пулава и Еремия Царба изображены сильно и правдиво, хорошо изображена социальная жизнь и жизненные контрасты. Этот роман интересен не только показом новых социальных сил, новых экономических взаимоотношений, но и как прекрасное художественное произведение, в котором действующие лица даны с особенной психологической напряжённостью и драматизмом. Широкий социальный фон и целая галерея типов—результат глубокого знания жизни автором; развитие сюжета в романе идёт с большой динамичностью; характер поступков действующих лиц мотивирован. В романе «Первый шаг» изображён процесс социальной дифференциации, который со второй половины XIX в. в Грузии принимает широкий размах. В произведении показано развитие капитализма, выступление на общественном поприще торговой буржуазии (Бахва Пулава), её усиление и конфликт представителей нового класса со старой жизнью (Еремия Царба). Особое место в творчестве Г. Церетели занимают колоритные рассказы «Тётя Асмати» и «Серый волк». В этих произведениях изображён быт деградирующего имеретинского дворянства, для которого наступление капитала создавало ещё большие внутри-сословные противоречия. Обедневшее мелкопоместное дворянство из-за личного экономического благополучия разрушает веками выработанные традиции родственных отношений. Вдова и бездетная Асмати из-за личных интересов предаёт своего брата Росапа. Асмати взяла на воспитание осиротевшую племянницу Нателу, но опекуном этой девочки считался брат Росап, в его же руках было имение сироты. Тётя Асмати воспитывала Нателу с таким намерением, чтобы по выходе её замуж имение перешло бы в собственность её, Асмати. Эта проворная старуха ясно чувствовала, каким препятствием был для неё брат. Поэтому сестра возбуждает дело против брата и возводит на него всевозможную клевету, обвиняет его в воровстве казённых денег. Асмати прибегает к страшной мести и, при помощи обанкротившегося подкупленного дворянина Отара, убивает крестьян, которые работали в имении, принадлежащем Нателе, и сжигает дом Росапа. Тётя Асмати безжалостный человек, её поступками руководит только личная выгода; чтобы достичь своей цели, она никого не жалеет. Своей сестре не уступает и Росап: он также забывает родственное чувство; не лишён и он коварства, и умело может одурачивать Асмати. В рассказе «Серый волк» тоже дана картина борьбы и противоречий внутри дворянства. Автандил Квиматадзе своей тупой саблей в горах Сациоке, на деревьях, отмеченных другими, сделал и свои метки, чтобы таким путём присвоить эти деревья. За такие деяния народ прозвал его «серым волком». Автандил Квиматадзе вместе с Самсоном Джибиашвили сделался притеснителем народа. Рассказ показывает, как напряжены и осложнены экономические противоречия в обедневшем дворянстве; вероломство—характерная черта этих дворян. В своих произведениях Г. Церетели показывает, как определяются действия людей взаимоотношениями с окружающей средой. Читатель имеет возможность проследить, как вместе с ходом развития сюжета постепенно, мотивированно идёт развитие характеров. Задача писателя-реалиста и заключается в том, чтобы показать эволюцию характеров под влиянием среды, показать действия человека в зависимости от впечатлений, полученных извне. Известно, что писатели-реалисты, показывая действия и поступки своих персонажей как реакцию на полученные извне впечатления, стремились определить и показать причину и закономерность, направляющую действия их героев. Это обстоятельство приводило их к значительным достижениям. Обстановка, в которой протекает интрига, представляет не только простой фон, который можно было бы изменить или исключить без ущерба произведению, но является существенным неотъемлемым элементом. В таких произведениях изображение природы, быта, социальной обстановки делается необходимым моментом, так как воздействие каждого из них определяет систему действия персонажей. Необыкновенная наблюдательность, знание жизненных явлений, точность деталей являются характерными для Г. Церетели. Творчество Г. Церетели воссоздаёт в замечательно художественной форме историю жизни Грузии XIX в. Оно занимает почётное место в развитии новой грузинской литературы. [2]
Церетели, Георгий Ефимович на Викискладе?
[править]

 

 

Антон Пурцеладзе (груз. ანტონ ფურცელაძე) (род. 6 декабря , 1839 год, деревня Морети, Горийский уезд - ум. 3 ноября, 1913 год, деревня Арбо) - грузинский писатель, публицист, критик, социолог, историк, поэт, беллетрист, драматург и экономист, оставивший заметный след в грузинской литературе XIX века. [1][править]Биография
Пурцеладзе родился на территории Горийского муниципалитете в семье мелкого азнаура. Пурцеладзе учился в Орле, куда был отправлен в возрасте 10 лет. В 1852 году он сломал ногу, из-за чего навсегда остался хромым. Из-за травмы он был вынужден отправится в Грузию, где несколько лет жил в деревне. В 1858 году Пурцеладзе становится писарем в Тбилиси. Три года спустя он становится учителем гимназии. Вскоре он стал работать в журнале "Цискари", активным сотрудником которого он был в течение десяти лет. 1863 годом датируется критическая статья о «Сурамской крепости» Д. Чонкадзе[1].[править]Творчество
В творчестве Пурцеладзе заметны принципы Белинского и Чернышевского, в художественной прозе Пурцеладзе тяготел к социальным проблемам. В рассказе «Марта» и романе «Маци Хвития» Пурцеладзе описал тяжёлое положение крестьян. В рассказе «Китеса» Пурцеладзе рассказывает о трудолюбивых крестьянах Китесе Нацаркверадзе и его жене Маринэ, которых грабит владелец земли и государственные чиновники. В повести «Приключения троих» существует влияние романа Чернышевского «Что делать?». По мнению грузинских учёных Симон Бадладзе является двойником героев романа Чернышевского—Рахметова и Кирсанова[

Мзечабук (Ча́буа) Ира́клиевич Амирэ́джиби (груз. ჭაბუა [მზეჭაბუკ] ამირეჯიბი; род. 18 ноября 1921, Тбилиси) — князь, классик грузинской литературы XX века, автор романа «Дата Туташхиа» (1973—1975) и ряда других произведений.Содержание [убрать]1 Биография2 Произведения3 Примечания4 Ссылки
[править]Биография
Родился в Тбилиси в семье юриста, происходящего из древнего княжеского рода. В 1938 году отец был репрессирован и погиб во время следствия, мать была приговорена к десяти годам лагерей[1]. Старшая сестра Чабуа Амирэджиби — Родам Ираклиевна Амирэджиби — была замужем за поэтом Михаилом Аркадьевичем Светловым и физиком Бруно Максимовичем Понтекорво.
В 1944 году за участие в студенческой политической группе «Белый Георгий» Чабуа Амирэджиби был приговорён к 25 годам заключения. Трижды бежал, причём в третий раз по поддельным документам попал в Белоруссию и стал директором завода, после чего снова был отправлен в заключение[1]. Освобождён в 1959 году. С 1960 года занимается литературной деятельностью. Первая книга (сборник рассказов) вышла в 1962 году.
Роман «Дата Туташхиа» (1973—1975, авторский перевод на русский язык — 1976 года) — эпическое произведение в четырёх частях, действие которого происходит в дореволюционной Грузии. Герой его, Дата Туташхиа, «благородный разбойник» и борец с несправедливостью, названный по имени героя языческой грузинской мифологии Туташхи, задаётся целью улучшить мир. В каждой из четырёх частей он проходит одну из стадий — энтузиазм в борьбе с насилием, разочарование, борьба при помощи самопожертвования. Книга написана в форме связанных общим сюжетом вставных новелл. Стиль Амирэджиби напоминает магический реализм[2].
Второй роман Амирэджиби (1994, авторский перевод на русский язык — 1996) «Гора Мборгали». Действие его происходит уже в советский период. Герой романа Иагор Каргоретели по прозвищу Гора Мборгали, странствует по стране, совершая шесть побегов из лагеря, без видимой цели, только ради движения как абсолютной ценности.
Третий роман Амирэджиби, «Георгий Блистательный» (на сюжет из грузинской истории XIV века), вышел в 2005 году; на русский язык пока не переведён.
Амирэджиби работал в кино и журналистике. Ему принадлежит сценарий сериала «Берега» по собственному роману «Дата Туташхиа». Работал главным редактором основанной им газеты «Обновлённая Иверия».
В 1992—1995 был депутатом грузинского парламента[3]. В 2010 году открыто выступил с обвинениями в адрес режима Михаила Саакашвили[4].
Награждён орденом святого Георгия Грузинской Православной Церкви (2009)[3], орденом Чести (1995), орденом Вахтанга Горгасала первой и второй степени.
Именем Чабуа Амирэджиби назван построенный в 2004 году в Южной Корее грузинский танкер, второе судно, построенное после провозглашения независимости Грузии. Сам писатель не смог присутствовать на церемонии спуска на воду, вместо этого присутствовал его сын Лаша Амирэджиби[5].
В октябре 2010 года Амиреджиби получил благословение постричься в монахи от главы Грузинской православной церкви, Илии Второго. Он также получил благословение от Патриарха на продолжение творческой деятельности - сообщили "Новости-Грузия" в семье писателя. Священный Синод грузинской православной церкви в виде исключения разрешил 89-летнему писателю пребывать не в монастыре (писатель уже долгое время лишён дара речи и тяжело болен), а в собственном доме и постригшемуся монаху присвоено церковное имя Давид[6]. Молитву посвящения писателя в монахи прочел митрополит Борджоми и Бакуриани Серапимэ. Tак как Чабуа Амиреджиби трудно передвигаться, то монашеский постриг писателя был совершен у него дома. Как митрополит сказал в беседе с журналистами, по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии, Святейшего и Блаженнейшего Илии II Чабуа Амиреджиби назван монахом Давидом в честь святого царя Давида Агмашенебели[7][8][9].[править]Произведения«Мой дядя — сапожник» (груз. მოთხრობები «ჩემი მეჯღანე ბიძა» (მოთხრობების კრებული), 1963)«Исповедь быка» (груз. ხარის აღსარება (მოთხრობების კრებული), 1964)«Георгий Бурдули» (груз. გიორგი ბურდული, новелла, 1965)«Дата Туташхиа», роман (груз. დათა თუთაშხია, 1973—1975, авторский перевод романа на русский язык — (1976). Государственная премия Грузинской ССР имени Шота Руставели (1982).«Гора Мборгали», роман (груз. ორა მბორგალი, 1995, авторский перевод романа на русский язык — 1996).«Георгий Блистательный», роман (груз. გიორგი ბრწყინვალე, 2005).Сценарий фильма «Берега» (1977), Государственная премия СССР (1981).Рассказы.[править]

 

 

Лаврентий Петрович Ардазиани (1818—1870; груз. ლავრენტი არდაზიანი) — Грузинский писатель, один из основоположников реалистического направления в грузинской литературе. Наряду с Г. Эристави и Д. Чонкадзе подготовил почву для критического реализма в грузинской литературе. [1][править]Биография
Родился в Грузии, в Тифлисe (ныне Тбилиси). Отец его, выходец из крестьян, получил духовное образование и был священником. в 1823 году Лаврентий Ардазиани отдали в приходскую школу при Тифлисской духовной семинарии, а затем он поступил в духовную семинарию. По окончании её, после долгих мытарств, ему удалось устроитьса на должность делопроизводителя в управлении Грузинско-Имеретинской губернии, затем он перешёл в канцелярию тифлисского генерал-губернатора, а в 1868 году получил место мелкого служащего в тифлисском окружном управлении. Одновременно с этим он сотрудничал в журнале «Цискари». [2] Его перу принадлежат несколько публицистических статей, перевод «Гамлета» на грузинский язык. Наиболее значителен его роман «Соломон Исакич Меджгануашвили» (1861), в центре которого ‒ фигура хищника, купца-стяжателя. В книге «Путешествие по тротуарам Тбилиси» (1862) показана жизнь города, издевательства царских чиновников над народом. В романе «Морчили» (Покорый) (1863) писатель рисует жизнь дворянства. В полемических статьях Ардазиани отстаивал передовые идеи «нового поколения», выступал за развитие реалистического направления в грузинской литературе. [3][править]

 

 

Гамсахурдия, Константин Симонович[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Константинэ Гамсахурдиаკონსტანტინე გამსახურდია
Дата рождения: 3 (15) мая 1891Место рождения: Абаша, Кутаисская губерния, Российская империяДата смерти: 17 июля 1975 (84 года)Место смерти: Тбилиси, Грузинская ССРРод деятельности: ПрозаикПремии: Государственная премия Грузинской ССР им. Ш. Руставели


Константи́н Симо́нович Гамсаху́рдия (груз. კონსტანტინე გამსახურდია) (15 мая 1891, Абаша, Кутаисская губерния, Российская империя, - 17 июля 1975, Тбилиси, Грузинская ССР) — грузинский писатель, филолог, историк-литературовед. Академик АН Грузии (1944). Один из наиболее значительных грузинских прозаиков XX века. Получив образование в Германии, Гамсахурдиа применил достижения западноевропейской стилистики и философии к грузинской национальной тематике, создав на этой основе лучшие свои произведения – романы «Десница великого мастера» (1939-1956) и «Давид Строитель» (1946-1958). Подвергнувшись в начале жизненного пути репрессиям со стороны большевистского режима, в дальнейшем писатель избрал тактику невмешательства и молчаливого осуждения советской действительности, которые явно просматриваются в социально-философском настроении его произведений.Содержание [убрать]1 Юность и начало литературной карьеры2 Возвращение в Грузию и репрессии со стороны большевистского режима3 Зрелый период творчества4 Произведения 4.1 Романы4.2 Переводы (на грузинский язык)4.3 Издание сочинений в русском переводе4.4 Экранизации сочинений4.5 Музыкальные произведения по сочинениям5 Награды6 Увековечение памяти7 Литература8 Ссылки
[править]Юность и начало литературной карьеры
Гамсахурдиа родился в селе Абаша в западногрузинском регионе Мегрелия в семье мелкого дворянина Симона Кациевича Гамсахурдиа и его супруги Софии, урождённой Топуридзе.
Среднее образование будущий писатель получил в Кутаисской гимназии, а затем продолжил образование в Петербургском университете, где посещал лекции и семинары востоковеда Николая Марра, ознакомившись с его «яфетической теорией» в филологии. Вскоре Гамсахурдиа из ярых сторонников Марра превратился в его противника, оставил университет и переехал в Германию, где продолжал обучение в Кенигсберге, Лейпциге, Мюнхене и Берлине. Гамсахурдиа также слушал лекции в Сорбонне, университетах Швейцарии. В итоге он получил степень доктора философии Берлинского университета (1918).
В Германии в 1910-х годах Гамсахурдиа начал публиковать свои первые стихи и короткие новеллы. В раннем творчестве писателя отчетливо просматривается влияние немецкого экспрессионизма и французского символизма. Гамсахурдиа вошёл в круг известных немецких писателей, находился в дружеских отношениях с Томасом Манном.
После начала первой мировой войны 1914-1918 годов Гамсахурдиа как гражданин России был интернирован и находился в лагере Траунштайн в Баварии, откуда был выпущен, благодаря усилиям немецких писателей. После революции 1917 в России и провозглашения независимости Грузии в 1918 Гамсахурдиа обращается во вновь созданное грузинское посольство в Берлине с требованием бороться за освобождение пленных и интернированных грузин и возвращение их на родину.[править]Возвращение в Грузию и репрессии со стороны большевистского режима
В 1921 Гамсахурдиа возвратился в Грузию. Захват Грузии большевиками он воспринял вначале нейтрально. Он редактировал различные журналы в Тбилиси. Однако реальная практика большевистской советизации, нарастание репрессий и притеснения свобод в Грузии привели к открытому антибольшевистскому выступлению Гамсахурдиа и его единомышленников в 1922 году в годовщину большевистской оккупации. В 1923-1924 году Гамсахурдиа и его последователи создали «Академическую группу», которая выдвинула лозунг «Искусство вне политики и не зависит от социальных отношений».
В Тбилиси был опубликован первый роман Гамсахурдиа «Улыбка Диониса» (1925), который в полной мере отражает философские и эстетические взгляды раннего периода писателя. Роман писался шесть лет. Главным героем романа является грузинский интеллигент в Париже, который оторвался от родного общества, но остался чужаком и в городе своего идеала. Советская критика встретила роман враждебно, обвинив автора в декадентстве.
После поражения августовского антисоветского восстания 1924 года в Грузии Гамсахурдиа был изгнан из Тбилисского университета, где он преподавал немецкую литературу. 1 марта 1926 года он был арестован и доставлен в Москву. 28 июня 1926 года коллегия ОГПУ приговорила писателя к 10 годам лишения свободы за участие в антисоветском восстании. Гамсахурдиа отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения на Белом море. Освобожден условно-досрочно 21 декабря 1927 на основании постановления Президиума ЦИК СССР от 23 ноября 1927.
Об этом периоде своей жизни Гамсахурдиа до конца дней хранил молчание. По словам родных от самоубийства его спасла работа над переводом «Божественной комедии» Данте и «Страданий молодого Вертера» Гете. Одновременно Гамсахурдиа написал биографический роман о Гете «Страницы жизни Гете» (1930), который положил начало разработке темы судьбы художника в тоталитарном обществе.
В начале 1930-х годов Гамсахурдиа получил поддержку первого секретаря ЦК КП(б) Грузии Берии, в обмен на обещание написать «социалистический» роман. Действие романа «Похищение луны» (1935-1936) разворачивается на фоне коллективизации в Абхазии, однако авторский пессимизм по отношению к судьбе главных героев вызвал критику правительства, и Берия остался недоволен этим произведением. В 1937 году Гамсахурдиа был арестован по обвинению в связи с директором Государственного издательства Грузии Лидой Гасвиани, которая была уличена в троцкизме. Благодаря вмешательству Берии Гамсахурдиа был освобожден.
Несмотря на недовольство политикой Сталина и Берии в Грузии, которые уничтожали лучшие интеллектуальные и культурные силы страны, Гамсахурдиа был вынужден не только молчать, но и присоединиться к хору славословий в адрес «великого вождя». В 1938 году начата публикация романа «Вождь» о детских годах Сталина. Экспрессионизм писателя в изображении будущего диктатора вызвал недовольство правительственных кругов, и публикация была прекращена.[править]Зрелый период творчества
На пике сталинского террора Гамсахурдиа начал работу над своим главным произведением – романом о трагической судьбе художника в тоталитарном обществе «Десница великого мастера» (1939, окончательная редакция 1956). Историческим фоном повествования стало строительство православного храма Светицховели в древней столице Грузии Мцхете в 1010-1029 гг. по заказу царя Георгия I и католикоса Мельхиседека грузинским зодчим Константином Арсакидзе. В романе судьбы главных героев-антагонистов Арсакидзе и Георгия сплетаются в трагический клубок – они соперничают из-за любви дочери одного из эриставов Шорены. Оба разрываются между любовью и долгом (правителя либо художника). Трагический вывод писателя – человек не может найти счастья в тоталитарном обществе. Судьба приводит к разочарованию и смерти обоих героев, они оба становятся жертвами тоталитарной системы, несмотря на то, что по внешним признакам находятся по разные стороны власти. В романе писатель в аллегорической форме выразил трагизм сталинской эры.
Те же темы, хотя и в более приглушенном варианте звучат в монументальной исторической тетралогии «Давид Строитель» (1946-1958), события которой разворачиваются в 12 веке – в эпоху расцвета грузинского феодального государства.
В романе «Цветение лозы» (1956) Гамсахурдиа рисует колхозное крестьянство 30-40-х гг., превратившее бесплодные земли Гвелети в виноградники. Гамсахурдиа — большой мастер изображения общественных отношений, обрядов, деталей быта. Он внёс значительный вклад в развитие грузинской прозы.
Мемуары Гамсахурдиа «Общение с призраками» (1963) и его завещание (1959) были запрещены к публикации и напечатаны только после 1991.
Гамсахурдиа похоронен в парке своего особняка «Колхская башня», поскольку в завещании категорически отказался от похорон в национальном пантеоне Мтацминда из-за того, что там похоронены коммунистические деятели.
Был женат на Миранде (Матико) Палавандишвили, от этого брака дети: сын Звиад — первый президент Грузии и дочь Тамара.[править]Произведения[править]РоманыУлыбка Диониса (1925)Страницы жизни Гете (1930)Похи… Продолжение »

© dima-lomidze2009-2012

Сделать бесплатный сайт с uCoz