…щение луны (1935—1936)Вождь (1938-1939, не окончен)Десница великого мастера (1939-1956)Давид Строитель (т. 1-4, 1946—1958)Цветение лозы (1956)[править]Переводы (на грузинский язык)«Божественная комедия» Данте Алигьери«Страдания юного Вертера» И. В. Гёте[править]Издание сочинений в русском переводеИзбранные произведения в 6-ти томах. – Тбилиси, 1964.Собрание сочинений в 8-ми томах (7-ми книгах). – Тбилиси, 1972-1981.[править]Экранизации сочинений«Десница великого мастера» (СССР, 1969, режиссёры Давид Абашидзе, Вахтанг Таблиашвили).«Похищение луны» (СССР, 1973, режиссёр Тамаз Мелиава).[править]Музыкальные произведения по сочинениям«Десница великого мастера» - опера в четырёх действиях Шалвы Мшвелидзе (1961).[править]НаградыГосударственная премия имени Шота Руставели (1965) за тетралогию «Давид Строитель»Награждён 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.[править]Увековечение памятиИменем Гамсахурдиа назван Сухумский драматический театр.В Тбилиси установлен памятник Гамсахурдиа (скульптор Т. Кикалишвили, архитектор Т. Тевзадзе).[править]ЛитератураИстория грузинской литературы. – М., 1952.[править]

 

 

Гогебашвили, Яков Семёнович[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии  Иакоб Гогебашвили.
Иакоб (Яков) Гогебашвили (груз. იაკობ გოგებაშვილი) (15 октября 1840 года — 1 июня 1912 года) — грузинский педагог, детский писатель и журналист, считается основателем научной педагогики в Грузии. Известен также своим виртуозно составленным букварём для детей, Деда Эна (Родной язык) (груз. დედა ენა), который в обновлённом виде и по сей день является учебным пособием в грузинских школах. С 1880 года каждый грузин учился читать и писать на родном языке с помощью букваря Гогебашвили. [1].[править]Биография Памятник на могиле Иакоба Гогебашвили в пантеоне Мтацминда
Иакоб Гогебашвили родился в деревне Вариани близ Гори Грузия в бедной семье священника Симона Гогебашвили. Он учился в семинарии в Гори и Тифлисе, а затем поступил в духовную академию в Киеве в 1861 году. Одновременно он посещал лекции по естественным наукам в Киевском университете, где он познакомился с политическими идеями русских просветителей, таких как Герцен, Белинский и Чернышевский. Тем не менее, в отличие от многих современных ему грузинских студентов, он не подпал под влияние русских радикалов. Большее влияние на становление Иакоба Гогебашвили оказала духовная семинария. [2] Возвратившись в Грузию в 1863 году, он преподавал арифметику и географию в Тифлисской духовной семинарии, а затем стал ее инспектором[3].
Гогебашвили был активным участником национально-либерального движения и группы Pirveli dasi. Его имя ставят в один ряд с именами Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели[3]. Квартира Гогебашвили, посещаемая студентами семинарии, вскоре стала убежищем для обсуждение запрещённых тем искусства и политики [4]. Его активная позиция привела к тому, что в 1874 году Гогебашвили уволили по приказу священного Синода, с тех пор он не занимал государственных постов[3].
После этого Гогебашвили посвятил всю свою энергию делу распространения образования среди своих соотечественников. В 1879 году он помог основать Общество по распространению грамотности среди грузин. Гогебашвили боролся с русификацией, остановил процесс эрозии грузинского языка, чей статус он сравнивал с «несчастным подкидышом, лишённым всех забот и защиты.» [5] Гогебашвили быстро приобрёл влияние среди интеллигенции и стал соратником Ильи Чавчавадзе, который возглавлял движение за национальное возрождение грузинской нации, до его убийства в 1907 году.
Наиболее известное произведение Гогебашвили, букварь Деда Эна, было впервые опубликовано в 1876 году. Переход от алфавита к литературным текстам, ряд энциклопедических статей, букварь прошёл через бесчисленные издания, обновления и модификации, и стал эталоном букваря на грузинском языке. [6]
Гогебашвили, Яков Семёнович на Викискладе?
[править]Библиография
Ниже представлен ряд работ Якова Гогебашвили[3]:Алфавит грузинского языка и первая книга для чтения для учеников; груз. ქართული ენის ანბანი და პირველი საკითხავი წიგნი მოსწავლეთათვის, Kartuli enis anbani da pirveli sakitkhavi tsigni mostsavletatvis (1865 год);Врата природы; груз. ბუნების კარი, Bunebis kari (1865 год);Деда Эна (Родной язык) груз. დედა ენა, Deda ena (1876 год).[править]

 

 

Давиташвили, Иосиф Симонович[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Иосиф Симонович Давиташвилигруз. იოსებ დავითაშვილი
Фотография Иосифа ДавиташвилиИмя при рождении: Сопром МгалоблишвилиДата рождения: 1 июля 1850Место рождения: Руиси, КартлиДата смерти: 13 марта 1887 (36 лет)Место смерти: Телави, КахетиГражданство:  РоссияРод деятельности: грузинский писатель и поэтЯзык произведений:  Грузия


Иосиф Симонович Давиташвили (груз. იოსებ დავითაშვილი) (род. 1 июля, 1850 года, село Руиси, Картли — ум. 13 марта, 1887 года, Телави) — выдающийся грузинский поэт[1].[править]Биография Могила Иосифа Давиташвили.
Иосиф Давиташвили родился в селе Руиси в Картли. В 1851 году, когда мальчику был всего лишь год, родители переехали в деревню Гардатени. Клдиашвили родился в большой семье крепостного князя Цицишвили и жительницы города Гори Майи. Иосиф был младшим из пяти детей. В возрасте двенадцати лет его родители умерли, а за братом приглядывала старшая сестра, которая и обучила будущего поэта грамоте. На протяжении своей жизни Давиташвили был учеником плотника, дворовым князя Цицишвили, учеником резчика по камню и работником завода Зейцера, с которого его уволили из-за забастовки рабочих. Последние годы Давиташвили провёл в нищите. С 1886 года он жил в тёмном подвале в Телави, где подхватил воспаление лёгких и, пролежав пять дней, скончался[1].[править]Творчество
Несмотря на короткий срок жизни, поэт успел оставить свой след в истории грузинской литературы. Поэзия Давиташвили полна искренности и непосредственности. Основным мотивом произведений Давиташвили является труд. В творчестве Давиташвили ощущается серьёзное влияние фольклорных тем и мотивов, которые поэт переработал[1].
По мнению поэта основой жизни населения был и есть труд, именно поэтому автор создаёт его культ. В произведении «Несчастье» рабочий говорит: «Я рабочий, сладок труд». Тема труда является главным мотивом почти всех произведений Давиташвили.[1].

Казбеги, АлександрМатериал из Википедии — свободной энциклопедии Александр Казбегиალექსანდრე ყაზბეგი
Фотография Александра КазбегиДата рождения: 20 января 1848 годаМесто рождения: Степанцминда, Казбегский муниципалитетДата смерти: 22 декабря 1893 годаМесто смерти: ТифлисГражданство:  РоссияРод деятельности: писательНаправление: Критический реализмЯзык произведений:  Грузия


Алекса́ндр Казбе́ги (груз. ალექსანდრე ყაზბეგი; 1848—1893) — грузинский писатель, представитель критического реализма XIX века. Родился в состоятельной дворянской семье в исторической области Хеви, прилегающей к горе Казбек. Унаследовав от отца большое хозяйство, облегчил жизнь своих крепостных, а потом даже ушёл в горы пастушествовать. С 1879 года жил в Тифлисе, работал в газете «Дроеба».
В своих произведениях Казбеги описывал жизнь горцев, одной из его главных тем был конфликт личности и традиционных общественных норм. Все произведения Казбеги написаны в период с 1880 по 1886 годы.
Произведения Казбеги вдохновляли Иосифа Джугашвили (Сталина) — в частности, его кличка Коба, по одной из версий, взята из опубликованного в 1882 году повести Казбеги «Отцеубийца».
Именем Казбеги долгое время назывался один из крупнейших населённых пунктов области Хеви (ныне Степанцминда).
Произведения Казбеги неоднократно издавались в переводе на русский язык.

Сопром Мгалоблишвили (груз. სოფრომ მგალობლიშვილი; 20 июля 1851 года, Картли, деревня Дилби — 30 ноября 1925 года ) — грузинский писатель, преподаватель, один из видных деятелей народничества Грузии[1].[править]Биография
Сопром Мгалоблишвили родился 20 июля 1851 года в селении Дирбли в Картли. Его отец был священником. Когда мальчику исполнилось десять лет, он получил обучение в горийском духовном училище. В 1867 году Мгалоблишвили поступил в тбилисскую духовную семинарию.В 1873 году Мгалоблишвили окончил духовную семинарию и начал преподавать в Гори.[1][править]Творчество
Основными чертами произведений Мгалоблишвили являются документальность, натуралистические детали, преобладание диалогов. Несмотря на обработку языка, Мгалоблишвили использовал множество народных выражений

Рчеулишвили, Гурам Михайлович[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Гурам Михайлович Рчеулишвилиგურამ მიხეილის ძე რჩეულიშვილი
Фотография Гурама РчеулишвилиДата рождения: 4 июля 1934Место рождения: ТбилисиДата смерти: 23 августа 1960Место смерти: ГаграГражданство:  СССРЯзык произведений: грузинский


Гурам Михайлович Рчеулишвили (груз. გურამ მიხეილის ძე რჩეულიშვილი; 4 июля 1934, Тбилиси — 23 августа 1960, Гагра) — грузинский писатель.[править]Биография
Окончил Тбилисский Государственный Университет, факультет истории. Первые рассказы, принесшие ему известность, были опубликованы в журнале «Цискари» в 1957 году. Работал как писатель всего лишь три года. При жизни только 7 рассказов были опубликованы. Первый сборник «Саламура» вышел уже после его смерти, в 1961 году. Проза Рчеулишвили привлекала своей разнообразностью тематик, стилем, похожим на документальный, красивыми диалогами, точностью пересказа. Его малое литературное наследие (рассказы, новеллы, миниатюры, пьесы) оставили большой след в грузинской прозе. Его рассказы переведены на немецкий, венгерский, болгарский, литовский, чешский и русский языки. Нугзар Церетели посвятил ему свои прекрасные книги: «Мне сейчас 26 лет», «Я, Гурам, стою пред вами». По мотивам произведений Рчеулишвили были сняты несколько фильмов — в частности, «Алавердоба» Георгия Шенгелая. 23 августа 1960 года в возрасте 26 лет Гурам Рчеулишвили трагически погиб в городе Гагра, когда поплыл спасать незнакомую тонущую девочку. Гурама Рчеулившили похоронили в Тбилиси, на вакийском кладбище

Такаишвили, Эквтиме Семёнович[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Это версия страницы, ожидающая проверки. Последняя подтверждённая версия датируется 9 июля 2010. Памятник v Тбилиси
Эквтиме Такаишвили (груз. ექვთიმე თაყაიშვილი) (род. 3 января 1863 года - ум. 21 февраля 1953 год) - Грузинский историк, археолог и общественный благотворитель.
Родился в селе Лихаури (груз. ლიხაური) в западной части Гурии, в семье дворянина Симона Такаишвили. В 1887 году Эквтиме окончил Санкт-Петербургский государственный университет. С 1887 года по 1917 год он читал лекции по истории Грузии в различных престижных школах Тбилиси, в том числе и в Тбилисской гимназии для дворянства. За эти годы он принимал активное участие в научной и просветительской деятельности. С 1907 по 1921 года был главой общества истории и этнографии Грузии. Между 1907 и 1910 году он организовал серию археологических экспедиций в историческую грузинскую область Тао-Кларджети (ныне часть Турция).
После Февральской революции Эквтиме занялся политикой. Принимал активное участие в создании Национально-демократической партии Грузии в был избран на должность заместителя председателя в Учредительном собрании при Грузинской Демократической Республики с 1919 по 1921 года.
В 1918 году он был одним из основателей и преподавателей Тбилисского государственного университета. Эквтиме потерял свои посты и в Университете, и в парламенте после ввода частей красной армии на территорию Грузии. Такаишвили уехал в эмиграцию во Францию вместе с правительством Ноя Жордания. С собой правительство Грузинской Демократической Республики забрало казну и все экспонаты грузинской материальной культуры.
Казначейство, хранившееся в 39 огромных ящиках, были доставлены в Марсель и помещены в хранилище банка. В дальнейшем драгоценный груз был перевезён в один из банков в Париже. Несмотря на то, что официально владельцем казны было правительство в изгнании, фактически владел всем кладом Эквтиме Такаишвили. В начале 1930-х годов Такаишвили выиграл иск, поданный княгиней Саломе Оболенской (1878- 1961), дочерью последнего мегрельского владетельного князя Николая Дадиани, которая также претендовала на часть казны, взятую из бывшего дворца Дадиани в Зугдиди.
Несмотря на многочисленные попытки различных европейских музеев приобрести части грузинских сокровищ и крайние экономические трудности, Эквтиме никогда не продавал ничего из экземпляров своей коллекции. Эквтиме Такаишвили охранял коллекцию до 1933 года, когда Лига Наций признала Советский Союз и посольство правительства Грузии в Париже было упразднено и преобразовано в "Грузинский офис". Казна перешла во владение французского государства. В 1935 году Такаишвили призвал французское правительство передать сокровище Грузии. В конце концов, Такаишвили удалось привлечь внимание посла СССР в Париже, А. Богомолова, с помощью которого удалось вернуть сокровище на родину. Несмотря на годы, отданные охране грузинских ценностей, Эквтиме пришлось потратить много дней находясь в Тбилиси под домашним арестом.
Он был автором многочисленных научных трудов по истории и археологии Грузии и Кавказа, которые имеют особое значение и сегодня. Вторая гимназия Тбилиси названа в его честь. Он был канонизирован Грузинской православной церковью. Похоронен в пантеоне на Мтацминда.
Был первым издателем многих древнегрузинских сочинений. «Обращение Грузии» относится к их числу (Перевёл на русский язык)[править]МонографияТри исторические хроники; Тифлис 1890Житие Картли. Тифлис 1906'Археологические экскурсии, розыскания и заметки.; Тифлис 1905Христианские памятники; Москва 1909Les antiquités géorgiennes. Société géorgienne d'histoire et d'ethnographie, Тифлис 1909Album d'arquitecture géorgienne. Éd. de l'Univ. de Tiflis, Тифлис 1924[править]Литература(англ.) A website dedicated to E. Takaishvili. Retrieved on 2008-07-06.(рус.) Такаишвили, Эквтиме. Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период (1917-1991). Изд. подготовили Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. 496 с.
Категории: Персоналии по алфавиту | Родившиеся 3 января | Родившиеся в 1863 году | Умершие 21 февраля | Умершие в 1953 году | Писатели Грузии | Общественные деятели Грузии | Грузинские писатели | Похороненные в пантеоне Мтацминда | Святые по алфавиту | Святые Грузии | Христианские святые XX века

Церетели, Акакий Ростомович[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Церетели. Памятник Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели в Тбилиси
Ака́кий Росто́мович Церете́ли (груз. აკაკი წერეთელი; 9 июня 1840 — 26 января 1915) — видный грузинский поэт, писатель, идейный предводитель национально-освободительного движения Грузии, мыслитель-просветитель и национальная общественная фигура.[править]Биография
Родился Акакий Церетели в Имерети, в с. Схвитори (нын. Сачхерский район Грузии) 9 июня 1840 в известной грузинской княжеской фамилии Церетели. Отец — князь Ростом Церетели. В соответствии со старой традицией Акакий до шести лет воспитывался в деревне Саване в крестьянской семье; это обстоятельство наложило отпечаток на его творчество и сделало знатоком крестьянской жизни. Впоследствии он с гордостью вспоминал: «Если что-нибудь и есть во мне хорошего и доброго, то этим главным образам я обязан тому, что рос в деревне, вместе с сыновьями крестьян». [1]
С 1850 г. Акакий Церетели учился в Кутаисской гимназии. Из этого училища, где царил дух деспотизма, он вместо аттестата вынес жгучую ненависть к угнетателям и горячую любовь к угнетенным. В 1859—1962 гг. А. Церетели был вольным слушателем факультета восточных языков Петербургского университета. В стенах университета юношеские патриотические увлечения А. Церетели превратились в стройное гуманистическое, патриотическое мировоззрение. [2] Еще в студенческие годы он начал бороться против либерального патриотизма и царизма. На протяжении почти 60-летней деятельности заветной мечтой великого поэта и мыслителя являлся идеальный человек без сословных отличий, «человечный человек».
Возвратившись из Петербурга на родину в 1862 г., А. Церетели не примыкает формально ни к одной из тогдашних общественных группировок. Он становится профессиональным писателем и до конца своей жизни в борьбе против царизма. До 70-х гг. А. Церетели продолжал защищать своеобразную национальную программу в журнале «Цискари», потом сотрудничал в газетах «Дроэба» и «Тифлисском вестнике», не во всем соглашаясь, однако, с руководившими этими органами радикал-демократами. В 80-х гг. он продолжал борьбу за национальное и социальное освобождение «низшего сословия» путем его просвещения на страницах гуманистической («Иверия») и народнической («Шрома» — «Труд» и «Имеди» — «Надежда») прессы. В 90-х гг. А. Церетели критиковал отрыв интеллигентов-руководителей от простого народа в радикально-демократической газете «Квали» («Борозда»), а надежду на освобождение всей нации, и в частности «низшего сословия», путем низвержения царизма возлагал на революционную деятельность социал-демократов и социал-федералистов. На протяжении многих десятилетий он неустанно боролся за возрождение грузинской прессы, театра, всей грузинской культуры. [3]
Великий грузинский просветитель Акакий Церетели последовательно и до конца выступал непримиримым врагом царизма и крепостничества. С восхищением встретил он освобождение крестьян в Грузии в 1864 г., но, противник крепостного права, защищавший крестьянство, Церетели остался неудовлетворенным царской реформой, которая, по его словам, «была хорошей только по форме, а по содержанию — негодной». «Крепостническая зависимость пала, — писал А. Церетели, — но не так, как надобно было. Помещики уже не владели душами крепостных как животных, но крестьянство осталось без земли». Он был сторонником полного уничтожения остатков крепостничества и действительного освобождения крестьян. И хотя в годы, последовавшие за крестьянской реформой, это не осуществилось, он считал «приятным то обстоятельство», что «земля от высшего сословия постепенно переходила в руки трудящихся». [4]
Художественные произведения Акакия Церетели являются классическими образцами идейности и народности. Его «Песня рабочих», «Имеретинская колыбельная», «Кинжал», «Желание», «Цицинатела», «Сулико», «Рассвет», «Чонгури», «Тарнике Эристави», «Натэла», «Баграт Великий», «Воспитатель», «Маленький Кахи», «Баши-Ачуки» и др. воспитывали и утверждали в грузинском народе патриотические идеалы.
Как логическое следствие мировоззрения великого грузинского поэта-просветителя и вообще просветительской идеологии национально-освободительного движения Грузии было идейное участие Акакия Церетели в революции 1905 г. на стороне восставшего против самодержавия народа. [5] Патриотическо-националистическое мировоззрение Акакия Церетели идейно подготавливало борцов за свободу, за что царские власти постоянно преследовали, а иногда даже заключали в тюрьму великого поэта-просветителя.
Акакий Церетели был не только поэтом, но и мыслителем. Его гуманистическая философия, реалистическая эстетика и социология сильными и оригинальными потоками вливаются в просветительскую мысль освободительного движения Грузии. Его гуманистическая точка зрения об единстве духовного и светского, небесного и земного, о преимуществе национального и человеческого по сравнению с групповыми и классовыми явлениями была его мерилом ценности общественных явлений. По его мнению, проявлением нераздельного единства небесного и земного является, в частности, художественное творчество, «сильнейшее и вернейшее оружие, которое должно натачиваться правдой жизни и неослаблено утверждаться и употребляться на благо родины», помогать угнетенным в борьбе против угнетателей. [6] С его именем нераздельно связана полувековая история национально-освободительного движения грузинского народа.
Церетели был близким другом князя Ильи Чавчавадзе, грузинского интеллектуала и молодёжного лидера. Поколение 1860-х последовало за Чавчавадзе и Церетели в просвещении и возрождении грузинского народа, а также самоидентификации грузин.
Он автор сотен патриотических, исторических, лирических и сатирических поэм, юмористических рассказов и биографических романов. Акакий Церетели также проявил себя на образовательном, журналистском и театральном поприще.
Известная грузинская народная песня Сулико написана на слова Акакия Церетели.
Он умер 26 января 1915 и был похоронен на Пантеоне Мтацминда в Тбилиси.[править]

 

 

Чонкадзе, Даниел Георгиевич[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии Связать?Даниел Чонкадзегруз. დანიელ ჭონქაძე
Дата рождения: 1830, 18 мартаДата смерти: 1860, 16 июляЯзык произведений: грузинский


Даниел Георгиевич Чонкадзе груз. დანიელ გიორგის ძე ჭონქაძე Даниэл Гиоргис дзе Чонкадзе; р. 18 марта, 1830, Душетский муниципалитет – † 16 июля, 1860, Тбилиси) - Грузинский писатель[править]Биография
Даниел Георгиевич Чонкадзе, первый грузинский писатель-разночинец, родился в 1830 году в селении Квавали (Душетского района). Его отец, выходец из крестьян, был священником. В 1839 году Даниела Чонкадзе определили во Владикавказское духовное училище, затем он перешёл в духовную семинарию и окончил её в 1851 году. Зивя среди оцетинского населения Северного Кавказа, Даниел Чонкадзе с детства свободно владел осетинским языком. Знание осетинского языка пригодились Чонкадзе: по окончании семинарии в 1851 году он получил место преподавателя осетинского языка в Ставропольской духовной семинарии, а спустя четыре года перевелся в Тифлисскую духовную семинарию, где он также преподавал осетинский язык. Одновременно он служил в духовном ведомстве, в Синодальной конторе. Здесь он главным образом занимался переводами: переводил на осетинский язык церковные книги. Чонкадзе составил русско-осетинский словарь, и до настящего времени не потерявший своего значения. Тяжёлые условия жизни надломили здоровье Чокнадзе, он заболел туберкулёзом и умер в тридцатилетнем возрасте, в 1860 году.[править]Творчество
Даниел Чокнадзе известен как автор одной повести "Сурамская Крепость". Эта повесть впервые была опубликована в журнале "Цискари" ("Рассвет"), в 1858 году. Появление этой повести, открыто обличавшей крепостнические порядки, вызвало негодование в кругах дворян-крепостников. Они начали преследовать и травить автора, - в том же журнале "Цискари" были помещены статьи, в которых автора обвиняли в клевете и пытались опровергнуть его утверждение о нестерпомой жестокости крепостного режима. Однако ни приследования, ни прямая клевета не смогли помешать популярности "Сурамской крепости", - грузинский читатель полюбил эту книгу. Нашлись сторонники автора и в литературной среде. В журнале "Цискари" Акакий Церетели, тогда ещё молодой поэт, посвятил восторженное стихотворение Даниелу Чонкадзе, в котором он воспел его как смелого борца против социальной несправедливости. [1][править]

 

 

Эристави Рафаэл Давидович (Арагвис Эристави, Эристов-Арагвский) (9 (21) апреля 1824 года, с. Чала, Кахетия, ‒ 19 февраля (4 марта) 1901 года, г. Телави) — грузинский поэт, переводчик, этнограф и собиратель фольклора. Князь.Содержание [убрать]1 Биография2 Произведения3 Семья4 Литература
[править]Биография
Стихи Эристави впервые были опубликованы в 1854 году. Под влиянием группы писателей «Тергдалеулеби», с 1860-х годов Эристави обратился к гражданской поэзии. Ведущей темой его творчества стала жизнь крестьянства.[править]Произведения«Просительница у судьи»,«Просящий и нищий»,«Картина»,«Думы Сесии»,«Большая семья»«Родной язык»,«Родина хевсура» (1881)[править]СемьяЖенат на Феодосии Давидовне Эристовой-Гурийской (1845-1891).[править]ЛитератураБарамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958

Сделать бесплатный сайт с uCoz